Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

без головы: "Идиотология" по Ф.Достоевскому в "Электротеатре "Станиславский", реж. Клим Козинский

Новость о том, что в "Ленкоме" снимают с репертуара богомоловского "Князя", по времени совпала с выпуском премьеры "Идиотологии" в "Электротеатре", и, неудивительно, получила куда больший резонанс, однако как ни частил бы "Электротеатр" с премьерами, которые, особенно на новой сцене, идут сплошной чередой и посмотреть все нет физической возможности, но коль скоро сезон "Идиотологии", стартовавший год назад, похоже, пролонгируется, мне как раз "Идиотологию" увидеть было важно. В "Идиотологии" текст используется аутентичный, из романа Достоевского практически дословно, но, во-первых, фрагментарно (и в отличие от "Князя", где присутствует пусть и переосмысленный режиссером, не вполне соответствующий букве первоисточника, но связный сюжет, "Идиотология" свободна от всякой повествовательности, ее композиция принципиально мозаична), а во-вторых, где-то невнятно, гомеопатически разбавленный "Монадологией" Лейбница, от которой сложносочиненному названию спектакля формально досталась вторая половина.

По крайней мере, Лейбниц в качестве невольного "соавтора" Достоевского заявлен официально, хотя признаться, четко проследить взаимодействие романной и философской линий, ну или хотя бы сконцентрироваться на добавках из Лейбница, мне лично не до конца удалось - то ли я оказался недостаточно внимательным и благодарным зрителем, то ли режиссер не всегда столь же последователен в реализации своего замысла по факту, сколь на словах, декларируя его посредством не спектакля, но программки, что всегда подозрительно.

Вообще юханановская школа - а Козимский, разумеется, питомец "Мастерской индивидуальной режиссуры", и его постановка осуществлена в рамках мегапроекта "Золотой осел" - прослеживается, помимо специфической стилистики собственно спектакля и особенностей подхода режиссера к литературному материалу, еще и в сопроводительных комментариях к спектаклю, в предуведомлениях, объяснениях, толкованиях, с коими можно ознакомиться заранее или после просмотра - вот только, как это нередко бывает, они скорее вносят сумятицу в мысли и несколько портят впечатление, нежели уточняют, проясняют его и помогают понять режиссерскую задумку. Так, например, Козимский заявляет - по крайней мере в программке можно прочитать - следующее: "Князь Мышкин очарован идеей объединить два мира: мир божественного закона и мир земной. Сложно сказать, является ли князь носителем дара гениальности или это болезнь, слепость души, "идиотизм". Князь Мышкин совершает попытку изменить природу вещей, пробудить воспоминание души о своих божественных принципах, но не из храма (ведь н не священник, он светский человек), а изнутри самой жизни, тем самым нарушая естественный ход вещей. Мир вокруг него начинает рассыпаться".

Стилистический источник вдохновения текста угадывается "с трех нот", в действительности же "начинает рассыпаться" сам спектакль, причем с самых первых минут. Ну то есть он таким и задуман - составленным из эпизодов, этюдов, фантазий на тему. Начиная с того, что на искусственном газоне в прологе первого акта лежит девушка в зеленом костюме - такие носят аниматоры в супермаркетах, но соотносясь с программкой, можно предположить, что этот персонаж и есть "людоед": видимо, фантастическое чудовище "съело" девушку? Ну и ладно, потому что в спектакле остались две отличные женские роли - Настасья Филипповна и Аглая Ивановна. Елена Морозова в рыжем парике по моде скорее 18-го века, Анна Даукаева в очках и черном длинном каре в духе середины века 20-го - словно красная и черная королевы. Дуэт у них будет только после антракта, и в нем, надо признать, "черная" проигрывает "красной" по остроте и выразительности, но сцены Морозовой с Рогожиным (Денис Бургазлиев) в первом действии и с князем Мышкиным (Павел Кравец) во втором сами по себе, как отдельно взятые "скетчи" - великолепны, и сцена Мышкина с Аглаей во втором действии тоже.

Режиссер находит точные, сдержанные, ироничные интонации, позволяющие исполнителям отстраниться от хрестоматийного текста, не теряя окончательно связь с персонажами - получается временами весело, занятно; временами нудновато, натужно, искусственно. У актрис лучше, у актеров хуже, хотя Павел Кравец и Денис Бургазлиев очень стараются, да и благодаря костюмам Анастасии Нефедовой (я только никак не могу понять: в "Электротеатре" универсальный, единый на все проекты безразмерный гардероб, или наряды изготавливаются для каждой из бесчисленных премьер новые?) и выглядят эффектно. Уж всяко пиджачок для Бургазлиева с неким мохнатым членистоногим, не то крабом, не то пауком на спине, запоминается. Радомский-Евгений Самарин в клетчатом пиджаке и шляпе-котелке тоже хорош, хотя держать ровный тон ему пока не удается - или порой впадать в традиционную "драматическую" манеру предписано постановщиком, прежде, чем герой заберется в телефонную будку, стоящую углу, подвесит шляпу-котелок на крючок и, спрятав голову, "превратиться" в фигуру с полотен Магритта?

Помимо стационарной телефонной будки сценография Анастасии Нефедовой предполагает смену полового покрытия: вместо искусственного газончика первого действия после антракта герои топчут красно-черную поверхность, похожую на застывшую лаву. Скамеечка "под мрамор", в первом действии как бы обыкновенная парковая, во втором тоже приобретает символический статус - хотя по сюжету объяснения героев на ней разыгрываются как раз в парке. Эти объяснения, диалоги, выдернутые из сюжетного контекста, и составляют структуру композиции спектакля. Изредка на сцене происходит нечто необычайное - ну там Радомский сожрет искусственную муху, или Рогожин засунет злосчастный садовый ножик в рот Настасье Филипповне, а та плюнет кровью в лицо Мышкину - но подобными ходами режиссер не злоупотребляет (или, правильнее будет сказать - не балует?), в основном актеры разговаривают, строго текстом из книги, но с ироничной дистанцией по отношению к нему. А к финалу из телефонной будки звучит монолог про смертную казнь, выдернутый из первой части романа, рассказ про гильотину и отсечение головы, "оформленный" а ля Магритт.

Растянись мероприятие часов на десять-двенадцать, как любит мэтр Юхананов - вероятно, оно и усваивалось бы полнее, и какие-то внутренние его законы проявились бы отчетливее. Два с половиной часа для этого - недостаточно (а больше я бы физически не выдержал). И еще не стоит, видимо, забывать, что помимо Достоевского режиссер имеет дело с Лейбницем. Из куцего, на два семестра, курса философии я смутно помню про Лейбница, что "мир - это монада", а тут предлагается уточнить, что монада - это простая форма души, которая в своем развитии постепенно восходит к Творцу. Ну это все мило и красиво, конечно, однако если сделать "прививку" Лейбницем не Достоевскому, а Юрию Полякову или, наоборот, Виктору Шендеровичу - тоже запустятся определенные механизмы, процессы, и можно будет сколько угодно размышлять, по касательной затрагивая собственно пьесы и спектакли, о "мире божественного закона и мире земном". В театре такие структуры работают, либо если они остроумно придуманы и парадоксально решены (как у того же Богомолова, кстати), либо если они броско, с помощью ярких театральных выразительных средств преподносятся. Остроумия, оригинальности - с одной стороны, и внешней яркости - с другой, "Идиотологии" очевидно недостает, что лишь отчасти компенсируется актерской самоотдачей. Рассуждения с отсылками к Лейбницу на бумаге еще могут кого-то ввести в заблуждение - статичное, анемичное, по формату близкое к перформансу и где-то даже к инсталляции, но при этом недостаточно выразительное, не говоря уже о содержательном наполнении, зрелище развеивает напущенный туман. От него остаются несколько запоминающихся образов - отдельно, несколько удачно поданных фрагментов текста - отдельно, несколько символических деталей (паук, муха, нож и кровь) - отдельно. Для меня они в целое не складываются ни в процессе восприятия непосредственно, ни после, задним числом.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments