Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025" В.Аллена в МХТ, реж. Константин Богомолов

Режиссер сколько угодно можно говорить и даже искренне думать, что это "совершеннейший пустячок", но, во-первых, на такой "пустячок" вообще не продавались билеты через интернет, а в кассе театра их размели за считанные часы, и значительную часть - не для собственного потребления, теперь они у перекупщиков идут по 15-20 тысяч (при номинале 1500-2500), а во-вторых, формату "антрепризной комедии" нынешняя премьера Богомолова в МХТ соответствует только с виду, пускай и очень точно по внешним формальным признакам отвечает. Пьеса про супружеские измены, спектакль продолжительностью час пятнадцать без антракта, популярные артисты в главных ролях (по крайней мере что касается первого состава) - ну вроде все, что нужно для "чеса" по колхозным ДК. Между тем в то время как многие театральные режиссеры, вступавшие в профессию одновременно с Богомоловым и поначалу, казалось (и мне в том числе, помню, не скрываю), обещавшие куда больше, чем он, своими дебютными работами, ныне дошли в прямом смысле слова до антрепризной халтурки, хорошо если не до постановок мюзиклов в театре Н.Бабкиной, подобно Чусовой; а Богомолов, наоборот, в том числе в антрепризе начинал, причем его "Приворотное зелье" больше десяти лет и до сих пор, по-моему, катается по разным площадкам, на радость продюсерам. С другой стороны, искать в "350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025" какие-то скрытые смысловые подтексты, "разбирать" спектакль по правилам театроведческой науки - тоже тупиковый путь, таких "подтекстов" там нету и не предполагалось, эксперимент режиссера состоял, насколько я могу судить, в другом. И с этой точки зрения "Сентрал-парк" продолжает для Богомолова линию, заданную "Чайкой-2", литовским "Агамемноном" и, конечно, "Юбилеем ювелира".

При восприятии постановок Богомолова имеет принципиальное значение, большее чем у любого другого театрального режиссера, контекст - как объективный, социальный, так и личный для каждого зрителя. Мне уже приходилось до некоторой степени, но лишь отчасти в шутку отмечать, что тот, для которого "Ты не ангел" - песня Глызина, использованная Богомоловым в "Карамазовых", и тот, для кого это песня из "Карамазовых" Богомолова, которую когда-то пел Глызин, присутствуя одновременно в зале МХТ, смотрят два совершенно разных спектакля. Но этот фокус касается не только опознавания конкретных музыкальных номеров, литературных цитат или культурологических аллюзий - что тоже важно - а еще и понимания, как развивался режиссерский метод Богомолова (непросто, непоследовательно он развивался! вот опять же - иные начинали с артхауса и докатились до антрепризы, а Богомолов, считай, вышел из капустника, из "чистой театральности", а зашел куда как далеко, на территории вовсе никем до него неизведанные), и даже в зависимости от того, в каком порядке по отношению к хронологии выпуска богомоловских премьер на них прийти, увидишь не одно и то же: попадешь на "Князя" или хотя бы "Мушкетеров" минуя "Идеального мужа" и "Карамазовых" - только время зря потеряешь, не зная "Лира" и не застав "Турандот", не поймешь, откуда вырос и "Идеальный муж", и впоследствии "Князь", не присутствовав на показе "Агамемнона" не оценишь в полной мере юмора "Гаргантюа и Пантагрюэля", вторая версия "Чайки" без оглядки на первую - просто нечто иное... Ну то есть на каком-то уровне можно любую отдельно взятую постановку воспринимать, но что-то важное потеряется.

И вот Вуди Аллен в переводе Олега Дормана - забавная условно-бродвейская пустышка: психоаналитик Филлис (Марина Зудина), жалуясь подруге Кэрол (Александра Ребенок) на то, что ее бросил муж, уйдя к другой женщине, вдруг понимает, что муж и подруга - любовники; появляется муж подруги (Андрей Бурковский), узнает об измене жены; возвращается, чтоб забрать нужные ему документы, муж-юрист (Игорь Верник) и признается Кэрол, что уходит от Филлис не к ней, что у них был всего лишь романчик, а теперь он встретил настоящую любовь и собирается жениться; тут появляется, не дождавшись любимого в подъезде, и "счастливая невеста..." Не будет большим сюрпризом, что в роли последней выступает наряженный в женское платье и накрашенный Евгений Перевалов - один из двоих (и на мой взгляд, а я смотрел оба состава по два раза, более интересный Артанян из "Мушкетеров"). Но и лайт-травестия, и гротескный герой Бурковского (относительно молодой актер "состарен" гримом и париком-накладкой почти до персонажа комедии дель арте) - всего-навсего элемент "декоративный", а на деле "Сентрал парк" Богомолова берет другим.

К драматургии Вуди Аллена в русскоязычной театральной практике обращаются нечасто, и это либо в полном смысле антрепризные комедии, как проект "Уйти нельзя остаться" по той же самой пьесе, кстати, в постановке некоего Тимофея Сополева -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2082306.html

- либо нечто аналогичное, только под вывеской репертуарного театра (я не видел последнюю премьеру Тополянского в Табакерке - говорят, "ну для антрепризы было бы не совсем позорно", верю), либо, наоборот, что-нибудь жестоко-экспериментальное, вроде опыта с "Риверсайд-драйвом" Александра Созонова - кстати, англоязычного и с участием натуральных американцев, Лиске и Байрона -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1941656.html

Вот и "Сентрал-парк" - куцая, бесхитростная, я бы сказал грубее, халтурная комедия Вуди Аллена водевильного плана, не самая к тому же свежая, уже до Богомолова в Москве поставленная, но удобная в обращении и выигрышная с точки зрения коммерции, так отчего же и не взяться за нее? Однако Богомолов, как будто ему недостаточно вынести на афишу нечитаемое, непроизносимое, неудобоваримое и отпугивающее название, вместе с постоянным соавтором-художником Ларисой Ломакиной нарочно запихивают спектакль в камерное, демонстративно "неудобное" для платежеспособной, рассчитывающей с приятностью скоротать вечерок публики и не способное сходу всех страждущих вместить пространство, огороженное трибунами по периметру (непременно кто-нибудь из артистов, за которых бешеные деньги плачены, время от времени да сидит к тебе спиной, а боком - так почти все и почти постоянно! даже если смотреть из сектора А, хотя из него все же лучше видно, наверное - я оказался в Б), хотя запросто можно вынести на основную сцену, успешно прокатывать и купоны стричь не хуже чем с "Приворотного зелья". Производственной необходимости в такой организации пространства, стало быть, нет, нет и чисто художественной, но есть концептуальная.

В свете чего остается пожалеть тех, кто рассчитывал на отвязное веселье с музыкально-танцевальными интермедиями на эстрадные шлягеры и актуальными гэгами - Богомолов обманул их с "Князем", обманывает и с "Сентрал-парком", только иначе, противоположным манером. Ну любит Богомолов обманывать! И в репертуаре его художественных провокаций имеется провокация "от противного", самый характерный образчик таковой - не ставшая модной наподобие "Идеального мужа", но просто восхитительная "Чайка-2"; в меньшей степени, но более резонансный в силу специфики кастинга пример - "Юбилей ювелира", когда противники, ненавистники Богомолова вынуждены вздохнуть: "ну ведь может же, когда захочет, поставить НОРМАЛЬНЫЙ спектакль...", а фан-клуб "Идеального мужа", со своей стороны, изнывает: "что за ТОСКА? и не слышно ничего..." Богомолов регулярно действует по принципу "получи, фашист, гранату" в отношении как первых, так и вторых, "Сентрал-парк", при абсолютном соблюдении принципа идеологической благонамеренности, жанровой чистоты и коммерческой направленности - еще одна такая "граната". Особой же и по-своему уникальной прелести "Сентрал-парку" предает участие постоянных актеров Богомолова, которые в предложенных обстоятельствах "антрепризной комедии" работают в той же близкой к "пост-драматической" эстетике, что и в богомоловских постановках совсем иного плана: в персонажах Зудиной, Ребенок, Верника, Перевалова, Бурковского за водевильно-адюльтерными перипетиями без труда просматриваются (а где-то, отчасти, исполнители работают и на сознательную самопародию) их уже ставшие "классическими" уайльдовские, достоевские, "мушкетерские" образы-прототипы. За счет чего - и это, на мой взгляд, становится главным достоинством "Сентрал-парка", его отличительной чертой - вторичные, вымученные (ну на мой личный вкус так - я же говорю, очень многое зависит от контекста) вудиалленовские остроты неожиданно обретают дополнительный вес, и не просто обогащаются новыми смыслами, но и наращивают комический потенциал: разыграй ту же пьесу пускай хорошие, достойные, известные актеры не в стилизованной, скрыто-провокативной, но по-настоящему "антрепризной" подаче - вышел бы в лучшем случае пресловутый "совершеннейший пустячок" (и это еще при большом везении, как в случае с "Уйти нельзя остаться"), а Богомолов и под видом "пустячка", желая того или нет, выдает сенсацию. Ему бы теперь, не останавливаясь на достигнутом, мюзикл в театре Н.Бабкиной поставить - надо же куда-то двигаться дальше!

P.S. От Кости сообщение:
"Кстати, мюзикл будет
Через год
Меньше даже"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments