Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Прокофьев и Малер в БЗК, БСО, дир. Владимир Федосеев, сол. Дмитрий Ситковецкий

Помимо парадоксального объединения Прокофьева с Малером, которого Прокофьев так сильно не любил (а впрочем, Прокофьев никого не любил), концерт оказался еще и завершением "триптиха" в честь Юлиана Ситковецкого. Похвально, как Дмитрий Ситковецкий, практически не знавший рано умершего отца, поддерживает память о нем. Но на первом концерте в декабре (второй я пропустил) Ситковецкого, выступавшего там в качестве дирижера, и особенно солистку Викторию Муллову, серьезно подвел оркестр МГАФ:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3244608.html

Теперь Ситковецкий сам солировал с федосеевским БСО, и хотя у БСО и Владимира Ивановича тоже раз на раз не приходится, получилось очень здорово. Причем не только 1-й концерт Прокофьева, а привлекал меня главным образом он: 2-й концерт играют чаще, и это объективно оправданно, музыка 2-го концерта интереснее, тематический материал разнообразнее, форма совершеннее, да и для солиста возможностей показать себя больше, однако 1-й тоже по-своему хорош. Дмитрий Ситковецкий перед собственным выступлением снова коротко и трогательно сказал несколько слов об отце, а затем включил запись дуэта Юлиана Ситковецкого и Беллы Давидович ("Фонтан Аретузы" Шимановского), не убоявшись "конкуренции" с фонограммой. Но и собственное его выступление вышло достойным. Пускай 1-й концерт Прокофьева в исполнении Ситковецкого показался скорее блестящей "штучкой" без каких-либо смысловых подтекстов, технически виртуозной и изысканной пьесой "крупной формы", где-то даже легковесно-игривой - такое тоже возможно. Я впервые услышал живьем 1-й концерт с Ириной Бочковой (лет двадцать назад это было, она давно уже не выступает), и у нее та же музыка звучала жестко, экспрессивно, а то и агрессивно - такой мне сразу и запомнилась, поэтому благостно-идиллическая "салонная" версия Ситковецкого немного удивила - но все равно и она была на свой лад хороша. Бисировал Ситковецкий баховской Сарабандой из партиты ре-минор - тоже изящно и без особой проникновенности, поскольку я его как солиста совсем мало знаю, не уверен, таков ли его индивидуальный стиль или общая дирижерская установка на вечер.

Начинал же Федосеев с трех фрагментов из "Ромео и Джульетты" Прокофьева, и удивительно, что даже затасканные до безобразия "Монтекки и Капулетти" со "Смертью Тибальда" не вызывали отторжение. Музыка-то гениальная, но с какого-то момента слышать ее невмоготу, к тому же ею затыкают дыры в программах или играют на бис, а Федосеев так аккуратно и вдумчиво преподнес "шлягеры", что в них можно было разобрать каждый "голос" (от рояля до маленького барабана - а между прочим, что-то я не помню у Прокофьева, по крайней мере как это звучит в сопровождении к балетным спектаклям, никакого фортепианного соло в оркестре - тоже вот сюрприз.), и по темпам, по балансу звука выстроил все три номера безупречно. "Смерть Тибальда" меня потрясла - не в том смысле; ну для меня, допустим, не стало неожиданностью, что Тибальд погибает - но при таком самоограничении оркестра в силе звука и темпе, при такой "плавности", "связности" симфонического полотна выразить весь драматизм зафиксированного композитором момента смерти героя (пускай "отрицательного", неважно) - скоро, но не одномоментно, а протяженно во времени останавливающегося сердца: это из области почти невозможного.

То же следует сказать и про Малера, а там задача еще сложнее. Вроде бы 1-я симфония после 5-й - самая у Малера популярная, узнаваемая и постоянно на слуху, а в концерты ее включают нечасто (правда, на предстоящем фестивале Ростроповича собирается исполнять Мюнг-Вун Чунг, но это еще в начале апреля и надо дожить), и еще реже удаются запоминающиеся исполнение, такие как нынешнее федосеевское. К этой музыке, как и к Прокофьеву, я пристрастен - слишком хорошо ее знаю: приобрел запись в 1993-м году, когда впервые попал за границу (меня повезли в Германию по обмену школьниками) - среди пяти кассет, на которые ушли 30 из 50 выделенных на десять дней "карманных" марок, одна была "малеровская", и потом постоянно слушал. А уж 3-й часть, но неприличия раздерганная на саундтреки (под нее и хоронили в "Барабаниаде" Овчарова, и танцевали в "Вишневом саде" Някрошюса, и чего только не делали) совсем "затерта". И тем не менее Федосеев не то чтоб открыл в партитуре нечто невиданное - но подал непривычно: без "титанического" пафоса (кстати, при объявлении симфонии не упоминалось ее название), с более чем сдержанной первой частью, изумительно тонким "вальсовым" разделом второй... В 3-й же Федосеев поразил еще больше: задал темп чуть быстрее обыкновенного, что для Владимира Ивановича крайне нехарактерно (чаще случается наоборот), и еще понемногу ускорял в "маршевых" эпизодах, а затем в "танцевальных" ритм слегка "сбивал", разрушая инерцию (при том что Малер и сам "ломает" ее постоянно), и вот самый хрестоматийный кусок симфонии уже почти неузнаваем! В финале, на мой взгляд, ближе к концу Федосеев все-таки где-то расслабился и линия, так последовательно проведенная от вступления первой части, в четвертой провисла, едва не распалась - но к коде дирижер все-таки успел собрать все заново.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments