Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Гаврилин, Рахманинов, Чайковский в БЗК, сол. Денис Мацуев, дир. Валерий Гергиев

Программа привлекала редко исполняемыми сегодня, и это при моде на все имперско-милитаристское, с одной стороны, и почвенническое, с другой, "Военными письмами" Валерия Гаврилина, автора несколько однообразного, но талантливого безусловно. К сожалению, разочаровала и сама вокально-симфоническая поэма, и ее исполнение. "Военные письма" - плоско театрализованный опус на ужасные стихи в псевдонародном духе (вульгарная стилизация А.Шульгиной), для детского и смешанного хоров с оркестром. Оркестровка кондовая, но "по науке" сделанная, советских композиторов это вообще отличает от прочих (при фашистских режимах независимо от идеологического их фундамента какое другое, а музыкальное образование непременно на высоте), и некоторые из 12 номеров цикла способны подкупить по крайней мере своим грошовым мелодизмом ("Пошел солдат", например, у мужского хора звучит неплохо). Но фальшь текста убийственная, а Лариса Дядькова ее только усилила, пела она тоже неважно, пару раз запнулась, но это не так страшно, а вот актерски наигрывала страдания "русской женщины-солдатки" просто безбожно, от ее мелодекламации с завываниями хотелось спрятаться под сиденье. Оркестр подавил детский хор от училища им. Свешникова, и без того дохленький, мальчишеских голосов не было слышно вообще, что они там верещали. Неплохо выступил разве что баритон Алексей Марков, но в его партий нашлось мало полноценных соло, а в дуэтах портачила опять-таки Дядькова. В целом поэма - типичное "дежурное" сочинение на заданную тему, изначально предназначенная даже для не вполне академического формата (на премьере 1976 года мужскую вокальную партию пел Эдуард Хиль), и хорошо, конечно, что Гергиев ее раскопал - с одной стороны, все-таки что-то сравнительно незатасканное, но с другой - довольно жалкое оказалось мероприятие. Остальное все, правда, еще хуже, но так и предполагалось. Впрочем, Мацуев просто не так хорош, как его пиарят, а у него бывают и достаточно удачные выступления. В прошлом году он с Гергиевым более чем сносно отыграл 3-й концерт Прокофьева, и вообще грандиозный прокофьевский цикл Гергиева на прошлогоднем фестивале - одно из самых значительных событий в моей личной зрительско-слушательской биографии, а что касается Рахманинова - для него как раз безмозглый Мацуев подходит идеально, более вдумчивым пианистам такая музыка дается трудно. Но в данном случае пошлую халтурку "Рапсодию на тему Паганини" исполнил Мацуев "конгениально", то есть на уровне тапера в холле пятизвездочного отеля, барабанил почем зря, выделывался, лупил по клавишам с детским энтузиазмам и и такой же дурью. После него (да еще с прелюдией на бис) и 4-я симфония Чайковского прошла терпимо, только ужасно скучными получились первые две части, а финал - крикливо-помпезным. Пристрастие Гергиева к резким темповым и звуковым контрастам иногда оправдывает себя, но не по отношению к 4-й Чайковского, которую я и без того не люблю, а в таком виде, раздерганном в раздрызг, с совершенно никому не нужными пианиссимо во второй части, с бешеным темпом финала, еле-еле выдержал, на пианиссимо чуть не заснул, на пиццикато в третьей части, правда, ожил, но финальный пафос добил. Ну и само собой, концерт начали с получасовым опозданием, так что мы вечером не успели больше никуда, хотя по-гергиевским меркам задержать всего на полчаса - все равно что раньше времени начать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments