Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Электра и Орест" по Еврипиду, Воронежский камерный театр, реж. Михаил Бычков

Об античности, помимо стихотворного текста на мифологический сюжет, в спектакле напоминают разве что колонны, да и они - не мраморные, не ионические или коринфские, а обычне бетонные опоры какого-то складского подвала или бункера, к тому же частично осыпавшиеся, с оголенной арматурой. Обстановка соответствующая: жестяные ведра, ящики из досок, бочки, рубильник, включающий гирлянду из нескольких ламп. Но также - видеоинсталляции. И разъемные маски на лицах. Хор составляют четыре женщины в темно-серых плащах, наглухо закрывающих тело - такие носили представители внеземного разума в советских фантастических фильмах. В руках у женщин - планшеты, они, как на следственном эксперименте, записывают за героями, что те говорят, иногда комментируя, растолковывая устаревшие древнегреческие понятия. Сами герои выглядят либо как бродяги, маргиналы, чуть ли не бомжи (Орест, Электра - женщины в плащах порой делают им уколы; а также Пилад, Пастух...), либо как зажравшиеся гламурно-чиновничье быдло (Менелай, Клитемнестра, а Елена - ну просто белобрысая фифа-лохушка, отдаленно напоминающая некоторых персонажей Ренаты Литвиновой). Черный полиэтилен полового покрытия взрезают, чтобы завернуть в пленку тела убитых, а под ним обнаруживается еще один слой, красный. Являющийся в финале Аполлон - тоже не "бог из машины", а скорее "чиновник по особым поручениям", требующий всех тотчас к себе.

Бычков объединил две пьесы Еврипида, которые, в отличие от "Орестеи" Эсхила на тот же практически сюжет, ближе по "формату" не к мистерии, но к криминально-психологической драме, что позволяет режиссеру воспользоваться расхожим, но в данном случае, как ни странно, уместным и удачно работающим приемом: Орест и Электра, вместе с остальными - наши современники, хотя и не привязанные к конкретной эпохе, культуре, нации. Банка тушенки заменяет им парного ягненка. Сестру Елены они захватывают в заложники, натянув на головы вязаные шапочки, надев черные майки и брюки хаки - Менелай приходит выручать ее в полицейском шлеме, со щитом и мегафоном. Своевременной явление Аполлона сопровождается сработавшей противопожарной сигнализацией - система реагирует на дым после того, как террористы-любители Орест, Пилад и Электра пошли ва-банк, с потолка льется вода, пожар, не разгоревшись, потушен, спасенную девушку обещают похитителю в жены, Аполлон и вслед за ним хористки в плащах удаляются скорым шагом, выполнив свою миссию, несчастные люди остаются, распластанные на ошметках, раздавленные не роком, а собственными, с трудом сознаваемыми ошибками.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment