?

Log in

dump -0f - /dev/mind
Я знаю Haskell, OCaml, GSM, эндофункторы и много других страшных слов
Тарифы на мобильную связь: откуда что берется 
25th-Dec-2006 12:51 am
Как я и обещался две недели тому, попробую написать о том, как некоторые (неочевидные) технические и не только моменты влияют на тарифы на мобильную связь. Изложение ни в коей мере не претендует на полноту - скорее, это набор коротких заметок о том, о чем я вспомнил и оказался способен написать.

Плата за лицензию

Разумно ли оправдывать высокие тарифы большими ценами на "частотную лицензию"? Давайте попробуем посчитать.

Будем делать "оценку сверху". Допустим, что речь идет не о лицензии на GSM, а о лицензии на 3G (которая дороже). Допустим, что она нам досталась на тех же условиях, на которых ее получил "Укртелеком" - т.е. за 152 млн. гривен (около $30 млн). Это высокая, но не самая большая цена за лицензию, бывает и хуже - вплоть до $109 млн.

Лицензии, как правило, выдают на 15 лет. Получается, что каждый год "стоит" нам $2 млн. Другими словами, наша абонентская база должна приносить нам как минимум 166000 долларов в месяц, чтобы цена лицензии нас не разорила. У большинства успешных операторов счет абонентов идет на миллионы, и активные абоненты приносят как минимум доллар в месяц.

Теперь вспомним, что речь шла о лицензии на 3G, а лицензии на GSM - дешевле. Выводы можете сделать сами (не забывая, впрочем, о том, что кроме официальной стоимости могу существовать разнообразные "неофициальные платежи").

Капиталовложения в инфраструктуру

Поискав в сети информацию о победителях тендеров на поставку GSM-оборудования для различных операторов, можно получить представление о том, сколько стоит создание GSM-инфраструктуры или покупка ее составных частей. Так, создание GSM-сети в Бразили может обойтись в 256 млн. долларов, в то время как 3 коммутатора, 300 базовых станций VoiceMail, SMSC и prepaid платформы обошлись в свое время Мегафону в 50 млн. долларов

Как видно, стоимость лицензии - не самая серьезная статья расходов для оператора (особенно - выходящего на рынок). По мере роста абонентской базы придется добавлять коммутаторы ($1-$10 млн/шт), сервисные платформы ($1-$10 млн/шт), магистральные каналы связи, базовые станции ($50-$100 тыс./шт) и платить за их эксплуатацию и поддержку.

Отмечу, что далеко не для всех является очевидным тот факт, что стоимость эксплуатации и обслуживания подобного "железа" может существенно превосходить стоимость его покупки. Например, сервисные платформы часто требуют ежегодных "лицензионных платежей" (помимо затрат на поддержку), сумма которых зависит от числа активных пользователей услуги.

Вот эти расходы и капиталовложения уже существенно влияют на формирование тарифов.

Желание повысить утилизацию ресурсов сети

Понятное дело, что вложив несколько сотен миллионов долларов в строительство базовой сети, мы будем хотеть использовать ее "на всю катушку". Для этого мы будем привлекать абонентов. Чем выше так называем "уровень проникновения" - процент пользующихся мобильными телефонами граждан - тем сложнее нам будет это сделать. Если уровень проникновения большой, то большинство людей уже пользуются услугами других операторов, и нам придется как-то привлекать потенциальных клиентов. Например, низкими тарифами.

Именно желание привлечь клиентов стоит за разнообразными раздачами "бесплатных стартовых пакетов", акционными условиями подключения и "телефонами со скидкой или за 1 грн".

Кроме того, основная нагрузка на сеть приходится на светлое время суток, а ночью оборудование "простаивает". Чтобы зарабатывать какие-то деньги и по ночам, мы наверняка будем вводить специальные "ночные" тарифы, и либо зарабатывать деньги на молодежи, либо просто использовать "дешевый ночной тариф" для привлечения пользователей.

Заметим, что желание привлечь новых абонентов имеет по собой мощный стимул - рынок услуг для конкретного оператора является национальным, за рубежом свои услуги продавать не получится, поэтому чем больше потенциальных абонентов получилось "застолбить", тем для оператора лучше.

Желание понизить утилизацию ресурсов сети

Впрочем, иногда сильно хорошо - это тоже нехорошо. Если мы привлечем больше клиентов, чем мы можем обслужить (с приемлемым уровнем качества), то абоненты начнут страдать от невозможности позвонить/дозвонится и наш имидж будет ухудшаться. Впрочем, большое кол-во абонентов - это не единственный способ увеличить нагрузку на сеть. Можно привлечь небольшое количество абонентов, но дать им возможность использовать "все нашару". Как известно, 80% пива выпиваются 20% населения. У нас тоже найдутся 20% абонентов, которые потребляют 80% ресурсов - из соображений экономии, или чтобы хитро "хакнуть систему" :)

Если в тарифном плане все платно, кроме SMS-ов, то будут абоненты. которые отправляют по 500 SMS-ов в день. Если не ограничены голосовые звонки - будут те, кто из 30 календарных дней был "на связи" 28 полных суток или больше. Если бесплатный GPRS - будут те, кто использует мобильный телефон, как выделенку. Причем, таких пользователей будут тысячи.

Я не буду судить, хорошо это или плохо. Проблема в том, что при расчете кол-ва абонентов, которых сеть в заданной конфигурации может обслужить с приемлемым уровнем качества (например, 97% успешно скоммутированых звонков), такие "крайние случаи" учесть невозможно. Плюс ко всему, используемые подобными пользователями ресурсы - "не резиновые". В отличие от internet, где увеличение нагрузки будет означать уменьшение "скорости" работы абонентов, в GSM увеличение нагрузки означает отказы в обслуживании.

Соответственно, операторы начинают "закручивать гайки" и ставить всевозможные ограничения - например, "SMS - бесплатны, если их меньше 100 в день".

Тут можно сказать пару слов о пресловутой "плате за соединение". Коммутация звонка требует существенного количества сигнального трафика, а его поддержание - гораздо меньшего объема служебных сообщений. С этой точки зрения, оператору лучше, чтобы абонент сделал один звонок длиной в минуту, чем шесть по десять секунд. Во времена, когда цены были высокими, практиковалось предоставления "бесплатного интервала" в начале звонка - чтобы абонент мог уточнить, туда ли он дозвонился, при желании - обменяться парой слов, и за это не платить. С течением времени и ростом абонентской базы оказалось, что существенное кол-во абонентов завершает 90% своих звонков в рамках нетарифицируемого интервала, зачастую - совершая подряд 10 звонков по 5 секунд (в сумме - бесплатных) вместо одного минутного. Чтобы "приучить" абонентов разговаривать дольше, бы введен "кнут" (плата за соединение) и "пряник" (уменьшение стоимости минуты разговора и скидки от длительности звонка). Является ли использование "кнута" в наше время экономически обоснованным - судить не берусь ;)

Желание эффективно использовать номерной ресурс

Как правило, государство управляет распределением номерного ресурса в пределах конкретной страны. Операторы покупают (или берут в аренду) номера телефонов 10-миллионными блоками, называемыми NDC (national destination code). Пример используемых для нужд мобильной связи Украинских NDC - 50, 67, 98, 99, 95, 96. Стоимость покупки обычно не разглашается, но является существенной.

Естественно, что мы хотим, чтобы за каждым номером телефона стоял живой платежеспособный абонент. Помимо экономических резонов, есть резоны политические - если оператор имеет в своем распоряжении 10 млн номеров, а реальных абонентов у него 1 млн, то еще один NDC ему могут и не продать. В то же время, "бесплатные стартовые пакеты" зачастую оседают мертвым грузом в ящиках столов (или в мусорных ящиках). Естественно, что такие "потерянные для бизнеса" номера мы будем стремиться "вычислить" и вернуть в оборот. Отсюда разнообразные "сроки жизни" у prepaid-пакетов и ежемесячная абонплата (ныне, впрочем, почти повсеместно отсутствующая) в postpaid-контрактах.

Пожалуй, на первый раз хватит.

Литература
* Все pdf-ы курса лекций "Operator business". Это конспекты, а не детальное изложение, но все равно очень highly recommended.
* Оценка нагрузки на сеть (тут речь идет о VoIP, но для GSM в принципе подходит процентов 90% изложенного).

Было ли это интересно и познавательно? Есть ли вопросы по этой теме (если да - глядишь, наберется еще на один пост о тарифах)?
Comments 
(Deleted comment)
25th-Dec-2006 07:05 am (UTC) - А смысл?
Имеется в виду наверное фриварный opensource?

Да и какой смысл такой продукт использовать: самая затратная статья - это оперативная и квалифицированная поддержка, чего в данном случае ожидать трудно, а без этого такой опсос (оп[ератор] со[товой] с[вязи])никому не нужен))
(Deleted comment)
25th-Dec-2006 04:15 pm (UTC) - Re: А смысл?
Даа.... рискуют товарищи очень жестко. Потерять день вап трафика - некислая копеечка.
27th-Dec-2006 08:30 pm (UTC) - Re: А смысл?
Anonymous
Г-пади! Я так понимаю kannel исключительно как wap-шлюз используется?
ну так глючить там нечему, функционал там несложный.
Стоимость wap-трафика у многих задрана, чтобы нажиться на тех, кто не знает про wap2.0 или пользуется готовыми настройками.
16th-Jan-2007 02:23 pm (UTC)
А кто сказал что этот kannel там один?
И я уверен что этих kannel-ов там штук так 5-7 и ещё 3 в резерве.
Также я уверен что даже не самый опытный инженер из техсмены знает как ввести эти резервы в бой.

У одного известного Украинского оператора на wap-гейтах Squid-ы стоят...
25th-Dec-2006 12:39 am (UTC)
> Было ли это интересно и познавательно? Есть ли вопросы по этой теме (если да - глядишь, наберется еще на один пост о тарифах)?

Да, продолжайте
25th-Dec-2006 06:38 am (UTC)
+1
25th-Dec-2006 12:01 pm (UTC)
+1
25th-Dec-2006 01:17 am (UTC)
да, интересно, ждём продолжения.
25th-Dec-2006 04:35 am (UTC)
Очень интересно и познавательно, спасибо!
Редко пишете! :)
25th-Dec-2006 06:32 am (UTC)
Зато много.

Автору спасибо :)
Как всегда интересно.
25th-Dec-2006 07:01 am (UTC)
Супер!
"Все, что вы хотели знать о связи, но боялись спросить..."

Буду ждать следующей лекции
25th-Dec-2006 07:21 am (UTC)
Плата за лицензию
Как правило, государство управляет распределением номерного ресурса в пределах конкретной страны

Вот эти два параметра, очевидно, определяются государством.
Не может ли случиться так, что их стоимость завязана на потенциальную стоимость связи ? Ну т.е. чиновники закладываются на возможные прибыли и соответсвенно дерут. Или же эти циферки независимые.

Понятно, что знать это сложно, но мнение интересно.

25th-Dec-2006 06:55 pm (UTC)
> чиновники закладываются на возможные прибыли и соответсвенно дерут.
Это где ж такие сообразительные чиновники?
Думаю, наши рассуждают примерно так:
Ч1: - Надо бы федеральный тариф для опсосов утвердить.
Ч2: - Ну давай, пиши цены
Ч1: - Сколько они с этого прибыли огребут?
Ч2: - А дохрена!
Ч1: - Пишем "тариф составляет полтора дохрена". Сколько это в баксах? Лимон?
Ч2: -Не, поменьше
Ч1: -Тогда пусть будет сто штук. Подписывай и я понёс министру.
25th-Dec-2006 07:08 pm (UTC)
Дык, это именно то, что я написал, только в лицах :)
Вопрос в том насколько "дохрена" берется от потолка и были ли преценденты, что оно со временем меняется в большую/меньшую сторону, по мере того как чиновники понимают, что "дохрена" не такое, как надо.
Ну и не стоить забывать что эти чиновники, как и всякие другие наши чиновники нередко имеют весьма волосатую лапу, от чего зависит в т.ч. и размер "дохрена".
Ну а вообще не стоит недооценивать чиновников.
25th-Dec-2006 08:30 pm (UTC)
Случиться может все, что угодно :)

Я далеко нос не совал, но мне почему-то кажется, что если у нас начнут сильно драть цены, то может огорчиться GSM Consortium или 3GPP, и с их стороны могут быть какие-то "репрессии". Впрочем, тут я могу сильно-сильно ошибаться.
27th-Dec-2006 04:48 am (UTC)
А они (GSM Consortium) какое влияние окзывают, в пределах отдельно взятой страны ? Какие-нибудь лицензионные отчисления или что-то серъезнее ?
25th-Dec-2006 07:27 am (UTC)
Очень интересно и познавательно!
А вопрос есть нипатеми: чем же всё-таки отличается этот самый 3Г от обычного (или навороченного) ГСМ?
Камеры для видимо-связи есть и на ГСМ-телефонах, а аппаратов CDMA2000 как-то мало, и не только у нас.
25th-Dec-2006 10:42 pm (UTC)
Не удержался и ответил отдельным постом.
25th-Dec-2006 07:58 am (UTC)
Очень интересно, спасибо.
25th-Dec-2006 08:07 am (UTC)
очень интересно и познавательно, особенно сутра почитать... раздупляет непадеццки ! ;-)
25th-Dec-2006 09:55 am (UTC)
Интересно и познавательно.
25th-Dec-2006 10:11 am (UTC)
интересно, какова маржа производителя на коммутаторе?
даже $1M кажется очень большой суммой за устройство, не являющееся супер-компьютеро общего назначения...
25th-Dec-2006 10:12 am (UTC)
Ну и платформы тоже, да. Если пересчитать их в зарплаты даже супер-крутых программистов это какие-то человекостолетия получаются...
25th-Dec-2006 10:57 am (UTC)
Цены на Cisco тоже не соответствуют качеству кода обкуреных индусов.
Маркетинг-с.
28th-Feb-2007 07:35 pm (UTC)
блин, как я с вами согласен...
25th-Dec-2006 07:15 pm (UTC)
Ну и где вы на супер-компьютере общего назначения найдете Большую Красную Лампочку? Воля ваша, но суперкомпьютер супротив такого - дхик.
25th-Dec-2006 08:52 pm (UTC)
Цена железки - фигня. Вот цена поддержки и лицензий - это да.
26th-Dec-2006 08:24 am (UTC)
Ну дык это же тоже оседает в кармане производителя :)
Хотя цены (государственные) на лицензию просто убивают.
Действительно,к ак кто-то говорил, "хочу к пенсии не участок земли, а участок радиодиапазона"...
Ведь по сути деньги берутся ни за что вообще. В буквальном смыле за воздух.
26th-Dec-2006 03:28 pm (UTC)
А $1М - это даже совсем немного. НО. В эту цену включено: лицензии, инсталляция оборудования, и его же саппорт (первоначальный). Т.е. за эти деньги поставщик должен как минимум доставить оборудование, установить, настроить и пройти acceptance test у покупателя. Ну и конечно маркетинг - великая вещь в плане ценообразования :-)
25th-Dec-2006 10:45 am (UTC)
Познавательно. Продолжения хочется совершенно точно.
25th-Dec-2006 12:34 pm (UTC)
Однозначно продолжайте!
25th-Dec-2006 02:03 pm (UTC)
Очень и очень интересно и познавательно!
Жду следующей серии!
26th-Dec-2006 09:12 am (UTC)
В первом комментарии затронули тему wap гейтов со стороны покупки и поддержки.
А интересно как это влияет на ценообразование?
Почему wap через gprs обычно в 2 раза дороже чем internet через gprs?
Неужели такая высокая стоимость обслуживания этого wap гейта?
27th-Dec-2006 08:34 pm (UTC)
Anonymous
В два? да как бы не в 10.
Стоимость поддержки ваг-гейта никакая, просто аппарат сам по себе устройство небольшое, мегабайты картинок там не выведешь, а зарабатывать надо.
27th-Dec-2006 01:10 pm (UTC)
....Чтобы "приучить" абонентов разговаривать дольше, бы введен "кнут" (плата за соединение) и "пряник" (уменьшение стоимости минуты разговора и скидки от длительности звонка). Является ли использование "кнута" в наше время экономически обоснованным - судить не берусь ...

"Кнут" скорее технически обосновано. Нагрузка на сеть возрастет неимоверно - т.к. все будут ломиться и говорить по пару фраз, когда надо и не надо. А сейчас те, кто экономит, подумает дв раза нуна ему звонить уже или попозже, когда еще вопросы будут.
Ну и бабло ОПСОС просто так терять не хочет - тоже обьяснимо.
27th-Dec-2006 01:19 pm (UTC)
...Заметим, что желание привлечь новых абонентов имеет по собой мощный стимул - рынок услуг для конкретного оператора является национальным, за рубежом свои услуги продавать не получится, поэтому чем больше потенциальных абонентов получилось "застолбить", тем для оператора лучше.
...

Не утверждал бы так категорично. Есть преценденты, когда жители пограничных областей соседних стран пользовались вовсю услугами GSM. Обьяснятся
а) тесными связями между населением стран (семьи, бизнес, и тп) Куда дешевле звонить в соседнюю страну пользуясь его оператором
б) тарифами. Рынок разных стран на разных уровнях насыщения -> разные тарифы, зачастую более выгодные чем в своей стране.

Например, в Закарпатье, вовсю народ сидел на Венгерских операторах, на Буковине - на Румынских (чуть позже), теперь молдаване сидят на Украинском... Это конечно не навсегда, но все же...
5th-Jan-2007 02:30 am (UTC)
Боюсь, приведенные примеры это скорее частные случаи. Вот, например, очень бы хотелось сесть на украинские тарифы в новой зеландии (местный vodafone хочет $2.5 за минуту разговора с PSTN при поминутной тарификации) - но никак не получается :)
9th-Jan-2007 06:51 pm (UTC)
Скока-скока??!

Там. часом, не монополия на наземные каналы у одной-единственной компании?
9th-Jan-2007 10:52 pm (UTC)
Но по сравнению с размером абонентской базы такие "маргиналы" явно составляют пару процентов (в самом лучшем случае).
This page was loaded Mar 23rd 2017, 4:45 pm GMT.