?

Log in

dump -0f - /dev/mind
Я знаю Haskell, OCaml, GSM, эндофункторы и много других страшных слов
GSM: как операторы воруют деньги и как я могу приобщиться к процессу? 
20th-Nov-2006 12:56 am
Итак, перейдем к обсуждению самой горячей и близкой всем без исключения темы: как операторы воруют деньги абонентов.

Чтобы ничего не пропустить, попробуем подойти к вопросу серьезно, системно и разложить все по полочкам.

Начнем с того, что безусловно отметем возможность, что операторы денег все-таки не воруют, как фантастическую. Это, знаете ли, смешно - все знаю, что они воруют. Некоторые даже называют конкретные цифры. Да и потом - достаточно завести себе мобильный телефон и увидеть, как тают деньги на счету, чтобы однозначно убедиться - что-то тут нечисто.

Получается, что абонент знает, что оператор ворует, а оператор знает, что абонент об этом знает. Получается такой себе love-hate relationship, когда обе стороны понимают, что есть в их отношениях какой-то запашок, но отказаться от них по каким-то причинам не могут. Зачастую это приводит к тому, что абонент начинает с подозрением относится к любым действиям оператора и склонен считать, что его обворовывают круглые сутки без перерывов на обед.

Чтобы отделить непреложные факты от бездонной пучины паранойи, для начала разделим воровство денег на воровство реальное и воровство кажущееся.

Реальное воровство - это когда оператор реально взял себе больше денег, чем положено по договору между ним и абонентом. Происходит это:
1)При выставлении счетов за неоказанные услуги
2)При оказании оператором незапрошенных услуг и выставлении за них счета
3)При списании денег со счета фиг поймешь куда "просто так"

Воровство же кажущееся - это когда абоненту кажется, что оператор зазря взял себе денег, но если копнуть поглубже, то окажется, что оператор может ответить за базар и показать, за что конкретно были взяты деньги и объяснить, что он "в своем праве". Ложечки находятся, но неприятный осадок в душе абонента все же остается. Происходит это:
1)При попытках абонента самостоятельно контролировать правильность операторского биллинга.
2)При совершении абонентом непреднамеренных ошибки в потреблении услуг (как правило, это ошибки в наборе номера)
3)При потреблении абонентом услуг, сопровождающемся потерей памяти о том, какие услуги использовались и зачем (сюда попадает использовании телефона по пьяни, малыми детьми, друзьями, женами, ...)
4)Когда абонент становится жертвой рекламы или низменных страстей (звонки в "секс по телефону" и участие в SMS-голосованиях)
5)Когда абонент не до конца изучает правила игры в мобильный телефон на деньги, называемые "Тарифный план".
6)Когда реальная жизнь входит в конфликт с (наивными) представлениями абонента о том, "как это работает"

Мне кажется, что все возможные случаи воровства денег можно отнести к одной из этих категорий. Прежде, чем рассматривать их в деталях и подробностях, поговорим чуть-чуть о биллинге.

Биллинг. Что это такое, его место в дикой природе? Чем биллинг отличается от боулинга?.

Биллинг - это страшный зверь, который собирает и перерабатывает записи о потребленных услугах. Записи эти предоставляются различным коммутационным оборудованием - MSC, SGSN, MMSC, SMSC, VoiceMail, и другими сервисными платформами.

Процесс переработки записей называется "рейтинг". Основная задача рейтинга - взять запись о потребленной услуге (ее называют CDR) и определить: 1)кто должен платить; 2)сколько он должен платить.

Периодически (как правило - раз в месяц) происходит собственно биллинг, который подбивает "итого" расходов для каждого абонента на основании данных, предоставленных рейтингом. Как видно, биллинг отличается от боулинга полным отсутствием шариков :)

Даже в таком поверхностном описании видятся как минимум такие возможные ошибки:
1)Рейтинг показал пальцем не на того, на кого надо;
2)Рейтинг неправильно подсчитал бабки;
3)Биллинг засунул расходы не в тот счет.

To Be Continued, но вопросы можно начинать задавать уже прямо сейчас :)
Comments 
19th-Nov-2006 11:16 pm (UTC)
чем отличается подсчет контрактников и prepaid?
почему prepaid получает актуальные данные о состоянии счета намного быстрее?
20th-Nov-2006 10:45 pm (UTC)
про это будет отдельный пост - следите за анонсами :)
19th-Nov-2006 11:36 pm (UTC)
Кстати я бы в список жульничеств включил бы и округление ;)
20th-Nov-2006 07:23 am (UTC)
С этим, пожалуйста, во вторую дверь налево дальше по коридору - там Лига Защиты Прав Натуральных Дробей и Единой Бухгалтерской Реформы :)

Вот когда натуральные дроби можно будет совать в бухгалтерские ведомости - тогда и поговорим про округление, и как с ним бороться ....
19th-Nov-2006 11:43 pm (UTC)
Извини, сразу напишу много текста о том, что мне непонятно:
1. Ты описываешь post-paid биллинг, в то время, когда большинство абонентов - pre-paid
(В последнее время много говорят о конвертации, но в обл. мобильной связи я одновременно pre/post пайда еще не видел)
2. Если человек видит USDD сообщение о том, ского он должен (или скоко у него на счету осталось), значит биллинг работает таки в (в hot-tarification ) т, е. это гарячий биллинг, и рейтит он ежеденевно, а иногда и после каждой записи.
3. А вот то, что rate engine это из биллинга вынесено - жутко интересно. Но получается он все равно общается с биллингом туда/сюда. (ему нужен ТП и Inventory, он апдейтиь лицевой счет) Т. е. почему тогда вынесен ? Логично что бы он внутри биллинга был.
4. А как абонента вырубает, когда у него бабки кончаются ? Т. е. иногда отдается количество секунд разговора, которое моджно проговорить, но это же не всегда можно. Как выясняется - когда можно, а когда низзя ? Если низзя, тогда скоринг какой-то делается, или запас что бы он в минус не ушел за ближайщий час берется константой для всех ?
5. По какому протоколу мне удаленно включают и выключают роуминг ? Могут ли вырубить на середине разговора из сети роуминг-партнера, когда деньги закончились ?
6. (ну правда наверное немного специальное, про шарики), а расчетный период всегда с 1-го по 1-е у вас ?

20th-Nov-2006 12:11 pm (UTC) - Могу поробовать ответить
Поскольку сам с билингами дело имел и имею.
1. Строго говоря pre-paid от post-paid ничем не отличается в технологии счёта. Просто у pre-paid есть порог отключения услуги, у post-paid нет.
2. Чаще всего билинг действительно считает в онлайне, и есть основания ожидать, что сразу после звокна/смс/прочего по ussd можно запросить реальный остаток на данную секунду. Фактически же могут быть и задержки. Тем более в крупных сотовых операторах.
3. Тут скорее вопрос терминологический. Строго говоря биллинг -- это выставление счёта за услугу, рейтинг -- вычисление расходов. Вряд ли они разнесены по абсолютно разным системам, хотя сермяга в этом есть -- как минимум рейтинг это OLTP, а билинг это OLAP, так что разумно было бы расходы считать и счета выставлять на разных СУБД. Как это реализовано в реалиях -- надо смотреть по каждому конкретному случаю.
4. Это тоже от реализации зависит. Насколько я помню, в NWGSM был глючок, когда с 1 центом можно было позвонить и беседовать на много-много ;) И, насколько мне известно, в некоторых системах реализовано принудительное прерывание разговора, но тут я не спец -- до таких дебрей я не добирался ;)
По остальным ответить не могу ;)
20th-Nov-2006 02:20 pm (UTC)
> 1. Ты описываешь post-paid биллинг, в то время, когда большинство абонентов - pre-paid

Ты про подсчёт раз в месяц? Фактически нигде тут больше специфика post-paid не проявляется. И то - на pre-paid тоже может быть какой-то месячный финализирующий подсчёт (например, в списании несъеденных минут).
Pre-paid проявляется в другом, не описанном здесь - а именно max credit time для звонка - и "быстрого" (хоть и не всегда точного) счётчика денег для оценки возможности выдачи услуги (можно ли вообще, и сколько времени/байт/etc.)

> 2. Если человек видит USDD сообщение о том, ского он должен (или скоко у него на счету осталось), значит биллинг работает таки в (в hot-tarification ) т, е. это гарячий биллинг, и рейтит он ежеденевно, а иногда и после каждой записи.

Он далеко не всегда биллит точно. Возможно облегчение алгоритмов для промежуточных результатов - и для уменьшения нагрузки на биллинговый сервер.

20th-Nov-2006 01:27 am (UTC)
Сюда надо ещё отнести крупную статью дохода под названием "налоги и сборы" -- для Американских операторов это просто супер-буфет, с которого можно кормить маленькую армию.
Например на 50 баксов счёта в месяц начисляют:

Federal Universal Service Fund 0.59
State Sales Tax 3.09
State Universal Service Fund 1.48
TIF Reimbursement 0.62
City District Tax 0.49
Local Sales Tax 0.50
State 911 0.50
Regulatory Programs Fee* 0.86

То бишь 8 баксов :) При этом в большинстве других индустрий такие расходы (кроме налога с продаж) клиентам выставлять в счёт нельзя (да и народ стал бы вопить, если МакДоналдс какой-нибудь стал бы добавлять "Сбор за соответствие требований Санэпидемстанции - 83коп" :) )
20th-Nov-2006 07:16 am (UTC)
Вот это можно вообще распечатать на плакате и показывать нашим местным абонентом в качестве сильного преимущества местных операторов :)
(Deleted comment)
20th-Nov-2006 07:40 am (UTC)
Тсссс! Мы тут строим теорию заговора, а он .... :)
20th-Nov-2006 06:01 am (UTC) - Есть еще очень распространенный параноидальный сцена
когда горячий биллинг по какой-то причине замерзает над день (неделю, две...) - а потом БАЦ! и списывает. То, что две недели сумма на счету не убывала, несмотря на все усилия абонента, в голове не откладывается. А то, что вчера было +10, а сегодня вдруг -2 - это чувствуется.
20th-Nov-2006 07:48 am (UTC) - Re: Есть еще очень распространенный параноидальный сце
Я бы сказал, что это попадает либо в "При попытках абонента самостоятельно контролировать правильность операторского биллинга", либо в "Когда реальная жизнь входит в конфликт с (наивными) представлениями абонента о том, "как это работает".

:)
20th-Nov-2006 07:45 am (UTC)
Рискну предположить, что это попадает в категорию "абонент не до конца изучает правила игры в мобильный телефон на деньги" - например, там была абонплата, списываемая ежемесячно, или еще какой hidden charge (во времена, когда было "два провайдера", это более чем вероятно).
20th-Nov-2006 08:06 am (UTC)
Почему в UMC биллинг происходит целых 5 дней?
20th-Nov-2006 09:55 am (UTC)
Прежде, чем я отвечу, у меня будет встречный вопрос - а сколько, как вы думаете. он должен происходить? :)

Необходимо подбить балансы, рассчитать налоги, сгенерить данные для счетов и собственно распечатать все это на куче бумаги.
20th-Nov-2006 08:30 am (UTC)
Все хорошо, но расскажи почему у опеаторов получить детализацию стоит таки довольно дурных
денег. Это бы часто снимало бы кучу вопросов на тему "сам пытается контроллировать", "провалы в памяти" и т.д. Ну или если бумаги жалко и рабочего времени девочки на принтере, то сделать web-page с авторизацией по sms, где можно было бы смотреть свою детализацию, как
у интернет провайдеров типа.
20th-Nov-2006 09:55 am (UTC)
УПС. Мне детализация приходит раз в месяц по электропочте и бесплатно.
Что я не так делаю?
20th-Nov-2006 08:45 am (UTC)
У моего оператора биллинг который обновляется в течение нескольких минут и детализация нормальная, бесплатная, приходит по почте как закажежь за любой период. Поэтому я верен своему UTEL.
А вот у МТС.... (решил я им как-то попользоваться) Мало того что в середине разговора обрывают, когда деньги заканчиваются. И никаких звонков пока у тебя на счету ровный 0. Так еще имеют наглость присылать писульки, де я им как-бы еще должен $15 баксов. Не заплачу - типа в суд. Такие тухлые МТСные яйца только в ведро!
20th-Nov-2006 10:46 pm (UTC)
Это, скорее, говорит о том, чт fraudster-ы задолбали МТС намного сильнее, чем UTEL, и не более того :)
20th-Nov-2006 10:16 am (UTC)
Расскажи про Hot-billing, и почему, по крайней мере у сам-знаешь-какого-оператора, на припейде он работает очень оперативно, а на контракте - нет.
С чем связано желание брать денег за детализацию счета даже в электронном виде, без печатей, подписей и прочего.


20th-Nov-2006 10:47 pm (UTC)
Про первое будет отдельный пост.

Про второе - есть такая странная закономерность, что все, за что можно снять каких-то денег, оператор будет предоставлять только за деньги. Дальше продолжать? :)
21st-Nov-2006 11:26 am (UTC)
Во. Смотрите, какая дискуссия:
http://doci.nnm.ru/my_private_blog/20.11.2006/ne_moya_telefonnaya_set
Понакатали не то, что тутстолько, что мало не покажется :-)
22nd-Nov-2006 02:03 pm (UTC)
Развеж там дискуссия :)

Там сплошное "а вот мне!", "а вот у меня!" ...
This page was loaded Jul 25th 2017, 8:33 pm GMT.